Эксперты перечислили изъяны кредитных отсрочек для МСБ

07.04.2021

Источник: Личный счет

По их мнению, финподдержка создает давление на госбюджет

Отсутствие четких правил предоставления отсрочек по кредитам приводит к невыгодным условиям для предпринимателей. Такое мнение LS высказала старший аналитик AERC Евгения Пак, оценивая поручение президента поддержать МСБ.

Она считает, что требование Касым-Жомарта Токаева является своевременным, учитывая период новых ограничений. Она напомнила, что в прошлом году AERC проводила исследование состояния МСБ в Казахстане на период ЧП. Акцент был сделан на женщин-предпринимательниц, но в социологическом исследовании приняли участие и мужчины. Судя по полученным результатам, 37,4% респондентов, имеющих кредит, воспользовались возможностью отсрочки платежей.

"Безусловно, откладывание выплат может оказать посильную поддержку МСБ и в этом году. Другое дело, насколько эффективно будет реализована данная мера. Опыт предыдущего года показал, что из тех, кто воспользовался данной возможностью, 22% отметили, что в результате были внесены изменения в график платежей, у 19,1% были начислены пени за отсрочку, 6,9% внесены изменения в банковскую историю погашения кредитов. Видно, что отсутствие четких правил предоставления указанных отсрочек позволяет банкам делать условия откладывания платежей в большинстве случаев невыгодными для предпринимателей. Такой фактор сдерживает эффективность данной господдержки", – заявила Пак.

Она добавила, что в Казахстане принято делать акцент на финансовые меры поддержки МСБ. А это в свою очередь создает сильное давление на госбюджет. Но практика зарубежных стран свидетельствует о высокой эффективности нефинансовой поддержки бизнеса. Однако она должна осуществляться на постоянной основе, а не только на момент внешних шоков.

"Речь идет о решении проблемы информационной асимметрии (большинство МСБ не осведомлены о существующих программах госпомощи или сталкиваются с трудностями в процедурах получения господдержки), а также о повышении уровня знаний налогового и предпринимательского кодекса. Что касается финансовой стороны, то здесь нужно вспомнить о необходимости баланса между фискальными стимулами и бюджетным дефицитом. На данный момент поддержка в виде отсрочки достаточна, и дополнительная помощь лишь создаст давление на госбюджет, не сопровождаясь высокой эффективностью (конечно, если мы говорим о скором завершении локдауна)", – подчеркнула она.

Вместе с тем зампредседателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Ирина Кушнарева заметила, что данная отсрочка поможет пройти сложный период до возобновления деятельности.

По ее данным, в 2020 году в период жесткого карантина такую пролонгацию на срок от трех до семи месяцев и на 209 млрд тенге получили 12,5 тыс. субъектов МСБ. Это 83% предприятий, работающих в пострадавших отраслях экономики, или 41% всех МСБ-заемщиков банков.

"В этом году ситуация несколько мягче, поэтому необходимо определить актуальный список отраслей, которым требуется такая поддержка, а также дифференцированно подойти к малому бизнесу, включая ИП, и средним компаниям. Малый и микробизнес, имеющий, как правило, только один вид деятельности, может получить необходимую отсрочку по заявлению без необходимости оценки влияния ограничений на его деятельность; по средним компаниям, вероятно, нужно индивидуально оценить, какие меры будут способствовать сохранению и восстановлению бизнеса", – пояснила она.

Кушнарева добавила, что отсрочка платежей по кредитам – только один из возможных инструментов по трем причинам.

Во-первых, она не решает вопроса возобновления деятельности и получения доходов в дальнейшем.

Во-вторых, далеко не все предприятия МСБ имеют кредиты в банках или МФО, поэтому предоставление отсрочек не решит проблемы большинства субъектов бизнеса.

В-третьих, не каждый бизнес сможет восстановиться в принципе – в результате ограничений, введенных в течение прошедшего года. Для тех, которые вынуждены менять направления деятельности, нужны другие способы поддержки.

"Основная проблема заключается в отсутствии гарантий, что товары или услуги в отдельных отраслях когда-нибудь будут востребованы в том виде или в тех объемах, как это было в 2019 году. Наверное, главной насущной задачей бизнеса стало планирование развития в новых условиях, поэтому основное слово за предпринимателями, а финансовый сектор может оперативно реагировать на запросы в новых продуктах и предоставлять новые сервисы", – подчеркнула она.

Тем временем независимый экономист Александр Юрин согласен с тем, что инициатива об откладывании платежей по кредитам выглядит здраво. Однако добавил, что дьявол, как обычно, кроется в деталях.

"Мера может существенно помочь бизнесу только при соблюдении ряда условий. Во-первых, отсрочка по выплате задолженности должна действовать не только в период карантина и связанных с ним ограничений, но и в течение нескольких месяцев после снятия. Это связано с тем, что финансового состояние многих субъектов бизнеса серьезно пошатнулось, и им может понадобиться время для восстановления. Во-вторых, мера должна предусматривать запрет на начисление банками вознаграждения по кредиту в период действия отсрочки. То есть нельзя допускать роста задолженности. В-третьих, получение отсрочки должно сопровождаться пролонгированием займа на период откладывания.  Это нужно для того, чтобы предупредить возникновение ситуаций, когда заемщик после окончания действия отсрочки будет должен будет произвести единовременный платеж на сумму задолженности, накопленную за несколько месяцев", – перечислил он.

Юрин считает, что отсрочки платежей по налогам и кредитам могут только создать условия для "консервации" состояния бизнеса на период действия ограничений.

"Максимально эффективной мерой в данном случае может стать только прямая компенсация потерь бизнеса за период действия ограничений. Однако ни в том, ни в другом случае нет гарантии того, что пострадавшие субъекты бизнеса смогут вернуться к прежнему состоянию после окончания действия ограничений", – резюмировал он.

Возврат к списку новостей
Рекламодателю