Как авария на КТК отразится на экспорте казахстанской нефти – мнение

24.03.2022

Источник: Личный счет

Шторм в Новороссийске повредил нефтеналивные терминалы Каспийского трубопроводного консорциума

Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов прокомментировал LS, как авария на Каспийском трубопроводном консорциуме может отразиться на экспорте казахстанского сырья.

По его словам, альтернатив прокачке через КТК у Казахстана практически нет, так как это основной маршрут. Около 80% казахстанского черного золота отгружается через данный трубопровод. Тем не менее, по мнению эксперта, на данный момент делать панические выводы еще рано, так как ситуация еще не до конца ясна.

"Говорится о повреждении части инфраструктуры, которую можно отремонтировать, но могут быть проблемы с поставкой оборудования. Вероятнее всего в этом месяце мы увидим ограничения в отгрузке нефти с порта, однако, российская нефть с трубопровода КТК и так сталкивается с затруднениями в продажах", – заметил основатель программы "Байдильдинов. Нефть".

Говоря об отгрузке казахстанской нефти, эксперт отметил, что судить трудно.

"Все-таки у любого объекта нефтегазовой инфраструктуры тоже есть обязательства перед клиентами по прокачке/загрузке. В теории у к КТК могут быть некоторые договорные претензии, хотя консорциум скорее всего сошлется на форс-мажор", – пояснил Байдильдинов.

Он добавил, что хоть небольшие объемы можно переориентировать в Китай и через Каспий, иностранным акционерам КТК, которые также добывают нефть Казахстана, это вряд ли интересно.

"Нужно понаблюдать, пока рано делать выводы относительно влияния на прокачку нефти из Казахстана", – заключил Байдильдинов.

Напомним, шторм в Новороссийске повредил нефтеналивные терминалы КТК. Выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. Принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. Планируется проведение дополнительных обследований оборудования ВПУ-1 и ВПУ-2, по результатам которых КТК примет решение о необходимости проведения планово-предупредительных ремонтов.

По словам замминистра энергетики России Павла Сорокина, в случае подтверждения ущерба ремонт выносного причального устройства на терминале КТК может занять 1,5-2 месяца, что вызовет выпадение экспорта нефти в объеме около 1 млн баррелей в сутки.

Мощность трубопровода составляет 67 млн тонн нефти в год. С 2001 года по 9 января 2022 года включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки была поставлена 766 973 131 тонна нефти нетто. В том числе из Казахстана – 668 967 665 тонн, или 87,2% (включая месторождения Кашаган, Карачаганак, Тенгиз).

Между тем главным зарубежным потребителем казахстанской нефти является Италия – 17,9 млн тонн. Далее следуют Нидерланды, Франция, Китай, Турция, Испания, Южная Корея, Румыния, Индия и другие страны.

Ранее LS сообщал, что антироссийские санкции не коснутся казахстанской нефти, отгружаемой через КТК.

Акционеры КТК:

24% – Россия, 19% – НК "КазМунайГаз", 15% – "Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани", 12,5% – "ЛУКАРКО Б.В,", 7,5% – "Мобил Каспийская трубопроводная компания", 7,5% – "Роснефть-Шелл Каспижн Венчурс Лимитед", 7% – "КТК Компани", 2% – "БГ Оверсиз Холдингс Лтд", 2% – "Эни Интернэшнл Н. А. Н. В. С. ар. л.", 1,75% – "КОО Казахстан Пайплайн Венчурс", 1,75% – "Орикс Каспиан Пайплайн Лтд".
Возврат к списку новостей
Рекламодателю