Маркетплейсы оценили в 7,4 млрд рублей потери от НДС в Белоруссии и Казахстане

25.11.2021

Источник: Forbes

Изменения в законодательстве Белоруссии и Казахстана приведут к двойному налогообложению российских маркетплейсов, а их потери могут составить не менее 7,4 млрд рублей. Со следующего года в обеих странах, входящих в ЕАЭС, начнут взимать НДС с товаров, которые продаются через интернет-площадки. Представители интернет-торговли попросили разобраться в ситуации премьера Михаила Мишустина.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину. Премьера предупредили, что российские маркетплейсы со следующего года из-за введения НДС с товаров, которые продаются на онлайн-площадках, попадут под двойное налогообложение, налоговая нагрузка на них вырастет на 7,4 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо АКИТ.

Онлайн-продавцы попросили премьера Михаила Мишустина помочь в разрешении ситуации. С 1 января 2022 года в Казахстане и с 1 июля в Белоруссии для российских интернет-площадок вводится обязанность уплачивать НДС с тех товаров, которые реализованы на территории этих стран, говорится в письме. При этом компании продолжат платить НДС и в России.С учетом размера налоговой ставки в 12% в Казахстане и 20% в Белоруссии, по оценке АКИТ, дополнительная налоговая нагрузка на российские торговые онлайн-площадки составит 3,6 млрд рублей и 3,8 млрд рублей соответственно.

В ассоциации отмечают, что на транснациональную онлайн-торговлю (в том числе, AliExpress, eBay и Asos) требования об уплате НДС распространяться не будут. АКИТ попросила Михаила Мишустина направить в ЕЭК (Россия, Казахстан и Белоруссия входят в ЕАЭС) позицию России «о недопустимости введения двойного налогообложения до проработки подхода по подтверждению нулевой ставки НДС при взаимной трансграничной торговле в ЕАЭС». Президент АКИТ Артем Соколов добавил, что сейчас отрасль просит отсрочить введение НДС в соседних странах до проработки вопроса налогового вычета внутри страны.

Собеседник, знакомый с ситуацией, рассказал, что Минэкономразвития в курсе проблемы и уже направило в ЕЭК письмо, в котором заявлялось «о недопустимости создания барьеров». В министерстве согласились, что возникшая ситуация «вступает в противоречие с правом ЕАЭС». Минэкономразвития совместно с Минфином ведут переговоры с ЕЭК, властями Казахстана и Белоруссии о недопустимости двойного налогообложения, сообщили там.

В Lamoda заявили, что двойное налогообложение поставит под удар «рентабельность нашей работы в этих странах». Управляющий директор Ozon Сергей Беляков отметил, что для российских продавцов компании, которые собираются выйти к покупателям в Белоруссии и Казахстане, отсутствие возможности подтверждения нулевой ставки НДС стало фактором, который искусственно увеличит стоимость продаваемых товаров. В Wildberries сообщили, что на заседаниях межведомственных комиссий прорабатывают возможные варианты решения проблемы.

Подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте действует с апреля 2020 года, но не распространяется на страны ЕАЭС, так как де-юре в рамках единого таможенного пространства это не считается экспортом, пояснил другой собеседник газеты. Директор департамента налогового и юридического консультирования KMPG Антон Гребенчук напомнил, что международные соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и другими странами не применяются к НДС. Проблема двойного обложения этим налогом, как правило, решается гармонизацией правил на уровне нескольких стран, добавил он.

«Хотя в ЕАЭС предусмотрены единые базовые правила по НДС, но они не учитывают особенности налогообложения товаров, покупаемых физлицами через интернет-платформы», — рассказал эксперт. По его мнению, проблема может быть разрешена, если в России установят правила по применению нулевой ставки НДС при реализации товаров физлицам из других стран ЕАЭС либо введение новых правил в Казахстане и Белоруссии отложат.

Партнер Data Insight Борис Овчинников отметил, что из-за более быстрых темпов роста внутрироссийских продаж доля СНГ в обороте крупнейших игроков сейчас снижается. «В этом смысле СНГ — это игра на перспективу. Через несколько лет и эти десятки миллионов покупатели будут быстрее, чем сейчас, мигрировать в онлайн», — сказал эксперт. По оценкам АКИТ, по итогам 2021 года рынок может вырасти до 3,48 трлн рублей с 3,2 трлн рублей в прошлом году. Глава Минпромторга Денис Мантуров в октябре прогнозировал оборот рынка по итогам года в 4 трлн рублей.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю