Об основных факторах роста цен и эффективности комплекса мер антиинфляционного реагирования

14.09.2021

Источник: Banker.kz

Мы наблюдаем большие отличия от предыдущих кризисов, когда было ярко выраженное влияние обменного курса на инфляционные процессы. С начала года курс тенге ослаб лишь на 1,4%, при этом внешние цены бьют многолетние рекорды.

Главные факторы инфляционного давления на сегодня сосредоточены на немонетарной стороне – в ценах на продовольственные товары, которые по итогам августа выросли на 11,4% в годовом выражении, резком подорожании ГСМ и электроэнергии.

Несмотря на небольшое снижение индекса продовольственных цен ФАО в июне-июле, его рост продолжился уже в августе текущего года. Это означает, что высокий рост цен на продукты питания сохраняется с начала пандемии во всем мире.

У нас эта тенденция усугубляется межсезонными шоками и в целом периодическими дисбалансами предложения. На этом фоне наблюдается рекордный за последние годы межсезонный рост цен на овощи, удорожание мяса, растительных масел, сахара и яиц.

Повышение цен на продовольствие также связано с ростом цен производителей, снижением предложения из-за истощения запасов прошлого урожая и ростом мировых продовольственных цен. К сожалению, с учетом этого, мы де-факто пропустили большую часть сезонного снижения цен на овощи – обычно в конце лета наблюдается низкая месячная продовольственная инфляция или даже дезинфляция. То есть, наблюдаемая сейчас продовольственная инфляция в летние месяцы – для них не характерна.

Непродовольственная инфляция в годовом измерении ускорилась до 7,3% в результате роста цен на бензин, одежду и обувь. Стоимость ГСМ выросла на 13,1% на фоне роста себестоимости и восстановления деловой активности в стране. Одежда и обувь подорожали на 6,5%, чему способствовало удорожание импорта. Тенденция повышения непродовольственной инфляции подкрепляется реализацией эффекта отложенного спроса на фоне динамичного восстановления потребительской активности и кредитования. Это подтверждается показателем импорта потребительских товаров, который вырос за первое полугодие 2021 года на 27,3%, и это не эффект базы.

Ускоряется также инфляция платных услуг, которая составила по итогам августа 6,6% на фоне годового роста цен электроэнергии на 10,1%. Это вызвало удорожание тарифов коммунальных услуг на 6,3%. Электроэнергия – это позиция, во многом схожая по своему сетевому влиянию на инфляцию с ГСМ.

Касательно эффективности Комплекса мер антиинфляционного реагирования

В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года Глава государства поручил Национальному Банку и Правительству снизить инфляцию, вернуть ее в коридор 4-6% в 2022 году, уделив при этом особое внимание немонетарной природе растущей инфляции.

Поэтому основная цель данного пакета мер – это стабилизация именно немонетарных факторов инфляции. По оценке Правительства, эффективная реализация мер позволит уже до конца текущего года снизить продовольственную инфляцию до 8% и до 6% в следующем году. По непродовольственной инфляции и инфляции услуг цель Правительства на 2022 год составляет 5% и 4%, соответственно. Задача достаточно непростая, но выполнимая. Если Правительство ее решит, то обеспечит необходимые условия для стабилизации инфляции со стороны предложения и ее вхождения в целевой коридор 4-6% в 2022 году. Это в свою очередь, может создать предпосылки для смягчения денежно-кредитной политики.

Об изменении прогнозов с учетом текущих тенденций и принятых планов по сдерживанию инфляции

Самое главное обновление в прогнозном раунде Август-сентябрь – это пересмотр коридора инфляции. С учетом основных факторов инфляции, о которых мы с Вами ранее говорили к концу текущего года ожидается, что инфляция в годовом выражении будет находиться в коридоре 7,5-8,5%.

Согласно нашему базовому сценарию, инфляционные процессы до конца года сохранят текущую динамику, и в 2021 году инфляция сложится ближе к верхней границе прогнозного диапазона. Мы оставили такой коридор, исходя из исторической динамики инфляции в последние месяцы года. При этом, если меры Правительства в рамках реализации Комплекса антиинфляционного реагирования будут эффективны, продовольственная инфляция снизится до 8% к концу года, а значит общая инфляция сложится на нижней границе коридора – 7,5%.

Что касается прогноза ВВП, то на текущий момент негативное влияние пандемии на экономику Казахстана постепенно ослабевает. Наблюдается улучшение эпидемиологической ситуации и смягчение карантинных мер.

На этом фоне динамично восстанавливается деловая активность, как в сфере производства товаров, так и в сфере услуг. По итогам 7 месяцев этого года, рост ВВП составил 2,7%. Это соответствует динамике прогноза обновленного базового сценария, в котором цена на нефть определена на уровне 60 долларов за баррель до конца 2022 года. Прогноз роста ВВП в 2021 году был пересмотрен в сторону незначительного снижения. В 2021 году ВВП вырастет на 3,5-3,8%. В то же время в 2022 году ожидается ускорение темпов роста ВВП до 4,1-4,4%.

Основными драйверами роста казахстанской экономики выступают потребительский спрос и увеличение экспорта. Поддержку потребительскому спросу оказывает положительная динамика реальных доходов населения, заработных плат и потребительского кредитования. Увеличение экспорта, в свою очередь, будет обеспечено смягчением ограничений ОПЕК+ по добыче нефти и ростом спроса на продукцию Казахстана со стороны стран – торговых партнеров. Это также сказывается на улучшении платежного баланса.

Восстановление внутренней потребительской активности населения и умеренный рост инвестиций в основных секторах экономики выступят наиболее существенными факторами роста импорта, который будет сдерживать увеличение ВВП.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю