Обратная связь: с какими вопросами обращались потребители финансовых услуг с начала лета

04.08.2021

Источник: Banker.kz

Публикуем ответы на часто задаваемые вопросы граждан, с которыми они обращались в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка этим летом.

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) использует все возможные каналы коммуникации для оперативного взаимодействия с населением. С 26 марта 2020 года, в период чрезвычайного положения и режима карантина, в Агентстве запущена горячая линия для населения. С 24 мая 2021 года в целях оперативного взаимодействия с гражданами и повышения доступности и полноты информации для населения о деятельности финансового регулятора, финансовых организаций, регулируемых субъектов и государственных услугах Агентством запущен call-центр по номеру: +7 727 237 1000, на который по состоянию на 30 июля т.г. поступило свыше 1 тыс. звонков от граждан.

С 25 июня 2020 года в Агентстве функционирует мобильное приложение «Fingramota Online», посредством которого с начала лета поступило свыше 250 вопросов пользователей, всего с момента запуска – более 5 тыс.

В основном в Агентство через данные каналы связи поступают вопросы от населения, касающиеся взаимодействия с банками, МФО и коллекторскими агентствами, а также реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов. В июне и июле граждане активно задавали вопросы, связанные с уточнением условий договоров с микрокредитными организациями, возникшей просрочкой по микрозайму, получением и оспариванием кредитной истории, защитой конфиденциальных данных пользователя и противодействием мошенничеству и финансовым пирамидам.

Что касается официальных обращений, то граждане могут обратиться в Агентство посредством веб-портала электронного правительства, единой платформы приема и обработки всех обращений граждан (Е-Өтініш), электронной почты канцелярии Агентства info@finreg.kz.

Согласно последнему обзору финансового сектора за июнь, опубликованному на сайте финрегулятора, в отчетном месяце деятельность Агентства в вопросах защиты прав потребителей в основном была связана с рассмотрением заявлений заемщиков об оказании содействия и принятии мер для снижения их долговой нагрузки, в том числе в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов.

Агентством было рассмотрено 1656 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с маем больше на 38,7% или 462 обращений.

Наибольшая доля обращений в июне пришлась на банковский сектор, составив 68% от общего количества обращений. Также граждане обращались по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, – 9%, субъектов страхового рынка – 6%, коллекторских агентств – 3%, а также иных организаций – 14% от общего количества рассмотренных обращений.

Какие конкретные темы интересовали граждан с начала лета? Представляем вашему вниманию ответы на часто задаваемые вопросы, которые поступили в Агентство с начала июня текущего года.

Вопрос: До какого срока необходимо подать заявление в банк для получения дополнительной помощи представителям СУСН по Программе рефинансирования?

Ответ: Здравствуйте! В связи с пандемией COVID-19 и введением жестких карантинных ограничений в 2020 году, а также сложной эпидемиологической ситуацией в текущем году, Правлением Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка 16 июля 2021 года принято решение о продлении срока оказания дополнительной финансовой помощи ипотечным заемщикам до 1 ноября 2021 года.
Для охвата большего числа ипотечных заемщиков и предоставления им времени для подготовки пакета документов в банки срок для обращения заемщиками с заявлением на получение дополнительной помощи по Программе продлен до 1 октября 2021 года.

Соответственно, Ваше заявление будет рассмотрено, если поступит в банк до указанного срока, и по нему будет принято необходимое решение об оказании финансовой помощи по займам.

Вопрос: В интернете я видел рекламу одной сомнительной организации, возможно это финансовая пирамида. Как распознать мошенников, есть ли у финансовых пирамид особые признаки, на которые следует обратить внимание?

Ответ: Здравствуйте! Организаторы современных финансовых пирамид умело маскируют свою деятельность под различные сферы деятельности, особенно в интернете. Поэтому, чтобы распознать финансовую пирамиду, необходимо знать ее признаки.

Вот основные их них:
• отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
• обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
• выплата средств за привлечение новых участников;
• гарантирование получения доходности при вложении в «инвестиционные» проекты;
• массированная реклама в СМИ, интернете;
• отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования;
• отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.

Если компания, которая призывает вложить деньги, обладает хотя бы несколькими из вышеописанных признаков, стоит задуматься о ее надежности.

Увидев рекламу такой организации, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы – Министерство внутренних дел РК по месту жительства, а также в наше Агентство (контактные данные можно найти по ссылке https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/contacts?lang=ru).

Отметим, что в Казахстане предусмотрены: уголовная ответственность – за создание и (или) руководство деятельностью финансовой пирамиды (в соответствии со статьей 217 Уголовного кодекса РК); административная – за производство, распространение и размещение рекламы деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды (в соответствии со статьей 150 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Вопрос: Сестра просит меня выступить гарантом по займу. Какие последствия могут быть для меня, если она допустит просрочки, к примеру, или не осилит платежи по кредиту?

Ответ: Здравствуйте! Когда потенциальный заемщик не может подтвердить свою платежеспособность перед кредитором, то он привлекает гаранта. Конечно, выступать гарантом – это ответственность, которую нужно будет нести с момента заключения договора гарантии или гарантийного письма. Как бы то ни было, что бы ни произошло с должником, в случае непредвиденных обстоятельств ответственность за исполнение обязательства будет нести гарант, который поручился за должника. К примеру, если заемщик допустит серьезную просрочку, то банк имеет полное право взыскать сумму просрочки с гаранта.

Гарант отвечает полностью или частично солидарно перед банком – кредитором за исполнение должником обязательства, кроме случаев, которые предусмотрены законодательными актами.
Гарант отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату неустойки, вознаграждения (интереса), судебные издержки по взысканию долга и другие убытки кредитора, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное опять-таки не установлено договором гарантии.

Поэтому прежде чем соглашаться на этот серьезный шаг и принять на себя такую ответственность перед кредитором, изучите внимательно все права и обязанности гаранта и обязательно ознакомьтесь с договором гарантии.

Вопрос: Можно ли не погашать задолженность в банке, у которого отозвана лицензия?

Ответ: Здравствуйте! Начало ликвидационного процесса в банке не является основанием для прекращения начисления неустойки и вознаграждения по всем видам дебиторской задолженности банка. Заемщики банка должны погашать кредиты по графику.

Обязательства по погашению основного долга, вознаграждения и неустойки (штрафа, пени) исполняются должниками банка согласно заключенным договорам банковского займа и иным видам сделок.

Контроль за возвратом денег заемщиками по ранее выданным кредитам осуществляет временная администрация (временный администратор) банка, назначенная уполномоченным органом после принятия решения о лишении банка лицензии на проведение всех банковских операций.

При исполнении заемщиком обеспеченного залогом обязательства временная администрация банка по его письменному заявлению будет незамедлительно рассматривать вопросы возврата залогодателю имущества (за исключением денег), выступавшего в качестве обеспечения по займу.

Клиенты банка, имеющие неисполненные обязательства перед ним по договорам банковского займа, несут ответственность за нарушение исполнения обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров банковского займа.

Вопрос: На мой телефон пришло SMS от банка, где была указана информация, что я выиграл в розыгрыше и дана ссылка. Я перешел по этой ссылке, но потом ее быстро закрыл. Теперь думаю, не совершил ли ошибку, может, в мой телефон попал вирус, как это можно выяснить?

Ответ: Здравствуйте! Ни в коем случае нельзя переходить по сомнительным ссылкам, присланным посредством SMS-сообщений или электронной почты. Смишинг – так называется мошенническая атака через SMS. Злоумышленники пытаются обманом заставить пользователя предпринять действия, которые он не должен совершать. И это может быть переход по вредоносной ссылке. Как узнать, «взломали ли» вас или нет?

Если у вас установлена антивирусная программа, то она сообщит о заражении гаджета. На экране телефона может всплывать окно о том, что данные зашифрованы и вам следует заплатить выкуп для их восстановления. Браузер открывает сайты, на которые вы не собирались заходить. Телефон периодически зависает, появляются значки неизвестных вам программ. Вам приходят уведомления о подозрительной активности на счетах, будто вы якобы совершали некоторые банковские операции. Пароль больше не работает, даже если вы уверены, что он правильный. Ваши близкие и друзья жалуются, что от вашего имени им приходит спам по почте, через SMS или социальные сети.

Если с вами произошли похожие ситуации, то следует:

1. В первую очередь немедленно связаться со службой поддержки банка. Номер телефона всегда указан на обратной стороне платежной карты или на официальном сайте, который нужно открыть на доверенном устройстве. Платежную карту следует сразу заблокировать, поскольку списания и переводы могут продолжиться.

2. Сменить все пароли. Не только пароль для входа в телефон, но и пароли ко всем интернет-аккаунтам, на которые вы заходили через данное устройство. Не используйте для этого взломанное устройство – используйте другое, в безопасности которого вы уверены. Если у вас очень много учетных записей, то начинайте менять с самых важных (электронная почта, системы дистанционного банковского обслуживания). Если не можете запомнить все пароли, то воспользуйтесь менеджерами паролей или парольными фразами.

3. Запустить антивирусную программу. Если антивирус выдает сообщение о заражении, то обычно он предлагает выполнить «лечение» этого файла. В случае, если «лечение» не удается сделать, то скорее всего антивирус предложит удалить зараженный файл.

Если вы считаете, что ваши законные права были нарушены, стоит немедленно обратиться в правоохранительные органы. И не забудьте рассказать об инциденте своим друзьям, этим вы повысите их осведомленность и поможете избежать неприятных последствий.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю