Оптимизм на три четверти

17.01.2022

Источник: Коммерсант

CEO верят в улучшение экономической ситуации в 2022 году

Подавляющее большинство (77%) опрошенных PwC руководителей крупнейших компаний мира ожидают улучшения состояния мировой экономики в 2022 году. При этом США продолжают оставаться наиболее привлекательной страной в плане перспектив роста выручки для крупного бизнеса, увеличивая отрыв по этому показателю от Китая. Главными опасностями 2022 года 4,5 тыс. опрошенных CEO назвали киберриски и риски для здоровья.

PwC представила результаты 25-го ежегодного глобального опроса руководителей крупнейших компаний мира по поводу их ожиданий на 2022 год. В октябре-ноябре 2021-го было опрошено 4,5 тыс. CEO в 89 странах и регионах мира.

Несмотря на упоминаемые респондентами трудности (рост инфляции, сбои в цепочках поставок, тенденция массового увольнения работников в некоторых странах), общий получившийся прогноз стал самым оптимистичным за последние десять лет: более трех четвертей (77%) опрошенных прогнозируют улучшение ситуации в мировой экономике и лишь 15% ожидают ее ухудшения. Отметим, что высокий градус оптимизма фиксировался и в прошлогоднем, мартовском опросе PwC, по которому ускорения темпов роста мирового ВВП ожидали 76% руководителей.

Впрочем, несмотря на рост оптимизма в целом по миру, у стран—лидеров по размерам ВВП все не так однозначно.

В США доля руководителей, ожидающих восстановления экономики, резко снизилась — до 70% с 88% в прогнозе 2021 года, в Китае — до 62% с 71%. В PwC считают, что это, возможно, связано с тем, что США и КНР испытывают проблемы с ростом экономики из-за инфляции, пузырей на рынке недвижимости и сбоев в цепочках поставок. В Китае более пессимистичные, чем раньше, ожидания могут быть также связаны с изменением демографической ситуации и со структурной безработицей. США же столкнулись с ростом числа увольнений (так называемая большая отставка) и досрочных выходов на пенсию.

Тем не менее топ-менеджеры из разных частей света по части ожиданий роста больше всего рассчитывают именно на американский рынок: 41% опрошенных отдают предпочтение США как ведущей стране по перспективам роста компаний в 2022 году (35% в прогнозе 2021 года). Китай набрал меньше голосов — 27% против 28% годом ранее. Отметим, что за последние два года американский рынок увеличил свою привлекательность для топ-бизнеса в сравнении с китайским: в опросе 2020 года доля руководителей, отдававших предпочтение рынку США, составляла 30%, Китая — 29%.

Основными угрозами, которые могут оказать влияние на бизнес в 2022 году, CEO назвали киберриски и риски для здоровья — 49% и 48% респондентов соответственно.

Отметим, что в прогнозе 2021 года главной проблемой респонденты называли пандемию и риски для здоровья (52%), киберриски занимали второе место (47%). Третье место в этом «рейтинге» занимает макроэкономическая нестабильность, которой «очень» или «крайне обеспокоены» 43% опрошенных. Год назад почти такая же доля респондентов (42%) называла ключевой угрозой чрезмерное регулирование экономики.

В качестве ключевой угрозы киберриски сегодня оцениваются прежде всего руководителями в финансовом секторе (59% в этой категории). Обеспокоенность этим в промышленности и потребительском сегменте значительно ниже — 40% и 39% соответственно (несмотря на большое число кибератак в этих отраслях). Высокий уровень обеспокоенности рисками для здоровья отмечен в сфере гостеприимства и досуга (75%). Изменение климата названо ключевой угрозой в сфере энергетики, ресурсов и ЖКХ (49% опрошенных), что на 15 процентных пунктов выше, чем в промышленности.

По словам президента международной сети фирм PwC Боба Морица, руководители компаний по понятным причинам обеспокоены потенциальными угрозами, которые могут повлиять на краткосрочные результаты, такие как макроэкономическая нестабильность, киберриски и угрозы для здоровья. «Но несмотря на это, крайне важно не терять из поля внимания более долгосрочные вызовы, такие как социальное неравенство и изменение климата, так как именно они будут определять наш уклад жизни и будущее следующих поколений»,— прокомментировал он результаты опроса.

Георгий Смирнов
Возврат к списку новостей
Рекламодателю