Сотрудничество вместо конкуренции: как банкам стоит взаимодействовать с финтех-компаниями

06.10.2021

Источник: PaySpace Magazine

Рассмотрели, в частности, какое будущее ждет банки с ускоренным развитием финансовых технологий

Технологии Fintech давно изменили нашу повседневность. К примеру, они освобождают нас от необходимости носить с собой пластиковую карточку и запоминать к ней PIN-код. С другой стороны, стремительное использования смартфонов заставляет традиционные банки создавать мобильные приложения с финансовым сервисом. Вместе с тем конкуренция со стороны финтех-стартапов стимулирует их внедрять инновационные решения. Без преувеличения можно констатировать: банки сталкиваются с экзистенциальной угрозой со стороны финтех-фирм во всех аспектах деятельности, начиная от платежных услуг и заканчивая корпоративным кредитованием.

Арнуд В. А. Бут, профессор кафедры корпоративных финансов и финансовых рынков Амстердамского университета, отмечает, что большие информационные компании, такие как Google и Apple, рассматриваются как потенциальная угроза для стабильных позиций банков. Иван Цан (Ivan Tsang), руководитель отдела корпоративного электронного банкинга в Fubon Bank, отмечает, что финтех усиливает конкуренцию на рынке, предлагая услуги, которые традиционные финансовые учреждения делают менее эффективно или не предоставляют вообще.

Не секрет, что банки все чаще проигрывают битвы на ринге кредитования населения. И этому есть логическое объяснение. Банкам нужна информация, чтобы оценить, кому занимать, когда кредитовать, когда вмешиваться в дело проблемного заемщика. Исторически банки имели информационную монополию в отношении своего клиента, однако революция в сфере высоких данных и вычислительных мощностей лишила их статус-кво. Доверие к банкам существенно подкосил и мировой финансовый кризис 2008-09 годов, который кардинально повлиял как на спрос, так и предложение со стороны банковского бизнеса. Меж тем технологические фирмы получили беспрецедентную возможность зайти на рынок финансовых услуг, при этом удешевить их. Словом, финтех-решения кардинально изменили мир финансов.

Будущее банков

Арнуд В.А. Бут предполагает, что новые финансовые технологии в перспективе могут разрушить цепочку создания стоимости. Вместе с тем они повлекут возникновения интерфейсов, в том числе онлайн-платформ, которые помогут объединить предложения продуктов разных поставщиков. По его мнению, платформа финансовых услуг может выступать как рынок, где люди взаимодействуют непосредственно, а финансовые учреждения выполняют ограниченную роль консультанта, посредника и/или регистратора. Он также отмечает, что технологические фирмы будут использовать платежные решения (например, Apple Pay) как платформу и получать прямой интерфейс клиента для сопутствующих продуктов и услуг; тем временем банки будут работать в качестве бэк-офиса или поставщика продуктов на платформу.

Ученый также предполагает, что в будущем на рынке появятся новые участники, например, специализированные кредиторы, которые заменят традиционный кредитный скоринг сложными алгоритмами, основанными на аналитике данных.

Вместе с тем, продолжает эксперт, некоторые банки могут сыграть ведущую роль в новой вселенной, например, самим став финтехнологами и поставщиками ведущих платформ. Однако есть также причины прогнозировать спад банковской отрасли в целом. В частности потому, что новые конкуренты будут оказывать давление на существующих игроков, а рост доступности данных уменьшит преимущество банков как посредников информации.

Как банкам реагировать на новые вызовы

Сбудутся или нет прогнозы ученых или футурологов, покажет время, а пока традиционные банки учатся получать пользу от финтех-бума. Ведущие мировые игроки уже демонстрируют кейсы успешного сотрудничества с финтех компаниями. При этом они следуют разным стратегиям. Так, одна из них — приобретение финтех-фирм для повышения эффективности и скорости своей деятельности. Ее, например, внедряет JPMorgan.

Другая стратегия заключается в инвестировании в финтех-стартапы. Например, Goldman Sachs, JPMorgan, Citi, Capital One приобрели пакеты акций в нескольких стартапах в сфере управления финансами, рынками капитала и криптовалютой. А DBS Bank построил стартап-команду внутри банка. Своей цифровой трансформацией банк обязан именно решению руководства превратить финучреждение на новую финтех-команду с более чем 20 000 сотрудниками и запуском проекта HotSpot, нацеленного вырастить себе специалистов.

Есть и третья стратегия. Она предусматривает заключение стратегического партнерства с технической фирмой, чтобы использовать опыт обеих компаний. Партнерство Goldman Sachs с Apple по выпуску новой кредитной карты — блестящий пример. Goldman Sachs инвестирует свои финансовые и регуляторные знания, тогда как Apple — технологические способности. Нетрудно предположить, что синергетическая выгода от таких сделок только растет.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю