ВВП на душу населения: почему мы не видим его в своих кошельках

09.08.2021

Источник: Информбюро

Почему для нас важен показатель ВВП.

Экономический рост страны должен отражаться на уровне жизни граждан. Именно такая задача должна быть у каждого здравомыслящего государства, так как без экономического роста невозможно развитие страны и повышение благосостояния населения. Это аксиома.

2020 год экономика Казахстана завершила с отрицательными показателем роста ВВП (-2,6%), что напрямую связано с пандемией. Но уже в 2021 году рост ВВП постепенно восстанавливается, и по официальным данным, такой показатель, как ВВП на душу населения будет составлять 9,8 тысяч долларов по оценке МВФ. Почему население этого не видит, разбираемся вместе с экономистом, генеральным директором Центра исследований прикладной экономики (AERC) Жаныбеком Айгазиным.

Что такое ВВП?

Валовый внутренний продукт – это общая стоимость всех товаров, работ и услуг, которые были произведены в стране за определенный период времени. Например, квартал или год. Если показатель ВВП увеличивается, соответственно, это и есть показатель роста экономики страны.

"Чтобы сравнить страны, на каком уровне находится та или иная страна, как они движутся с точки зрения принятия экономических, политических решений, нужно понимать, насколько экономика эффективна. Вот этот показатель ВВП как раз и показывает, насколько была эффективной вся эта работа, насколько приросло национальное богатство страны, и каков уровень экономического развития страны", – сказал эксперт.

ВВП считают тремя методами. Это метод валовой добавленной стоимости (производственный) – когда в расчёт берутся произведенные товары, работы и услуги. При использовании такого метода, упрощенно, вычисляется разница между конечной стоимостью продукции и затратами на её производство (сырьё, инструменты, топливо, электричество, заработные платы и так далее). Общий ВВП складывается из суммы добавленных стоимостей всех предприятий всех отраслей производства и услуг в стране.

Второй метод – расчёт по конечному использованию или расходам, при котором суммируются все расходы (государства, предприятий, граждан) на приобретение продукции, работ и услуг, плюс чистый экспорт (разница между экспортом и импортом). То есть оценка делается не по производству, а по потреблению.

Третий – расчёт по доходам, при котором суммируются все доходы всех субъектов, работающих на территории страны. Зарплата граждан, прибыль предприятий, чистый косвенный налог (налоги на производство за вычетом импорта и субсидий – плата государству за его услуги), доходы от любых видов недвижимости и так далее.

В Казахстане ВВП рассчитывают всеми тремя методами. Но основным является – производственный метод. Согласно имеющимся расчетам, по темпам развития своей экономики и уровню ВВП мы относимся к развивающимся странам. По статистике Международного валютного фонда (МВФ) за апрель 2021 года, среди 192 стран Казахстан занимает по уровню ВВП на душу населения 68 место. По данным МВФ, в 2020 году в Казахстане он составлял 8,7 тысяч долларов.

Почему население не видит этих 9 тысяч долларов

ВВП на душу населения – это не менее важный показатель для оценки состояния экономики страны, поскольку показывает уровень экономической активности и качество жизни людей. Чем выше этот показатель, тем больше и продуктивнее работают граждане и, соответственно, должны больше зарабатывать.

Рассчитывается этот показатель так: общее значение ВВП делится на общее количество населения. Полученная цифра и есть ВВП на душу населения.

"Они не падают напрямую нам в карман. Это всё условно, это фактически то, что произвел, продал и купил каждый житель нашей страны. А напрямую мы получили свою зарплату", – объяснил Жаныбек Айгазин.

Так как это средний показатель, он не учитывает расслоение общества, так как кто-то заработал больше 9 тыс. долларов, а кто-то меньше. Поэтому не стоит считать именно эту цифру некоей оценкой благосостояния населения. Это, можно сказать, оценка средней температуры – по экономике.

Зачем использовать такой показатель, если он не отражает реальность
Именно показатель ВВП на душу населения используется для отражения уровня жизни граждан конкретной страны. При правильном подсчете он дает достоверные данные, которые используют аналитики.

Однако не стоит путать уровень благосостояния и благополучия. На качество нашей жизни влияет не только наша зарплата, но и масса других составляющих – от состояния экологии до качества дорог, доступности медицинских и образовательных услуг.

"ВВП на душу населения – это показатель скорее не уровня доходов граждан (хотя если другого ничего нет, то его также можно взять), а комфортности жизни, развития институтов и возможностей для будущего граждан", – отметил Айгазин.

Если посмотреть на динамику ВВП на душу населения в Казахстане, то можно увидеть вполне достоверную картину. Начиная с 2000 года этот показатель рос, достигнув пикового значения в 2013 году – 13,8 тысяч долларов. Но уже с 2014 года он пошел вниз, и последние пять лет он фиксируется на уровне 9 с небольшим тысяч. Существенную роль, по мнению Айгазина, здесь сыграли несколько факторов: сокращение внутреннего платежеспособного спроса, снижение цен и внешнего спроса на основные экспортные продукты Казахстана (нефть и металлы), прошедшие за эти годы три девальвации, которые сократили объём ВВП на душу населения в долларах, и, конечно же, пандемия.

"В расчете ВВП "сидят" все доходы, которые получают и богатые, и бедные, и люди со средним доходом. Приведу такой силлогизм: если мы повышаем ВВП, мы будем больше работать, будем получать больше доходов, государство будет получать больше налогов, соответственно, больше денег государство будет тратить на социальную политику, поддерживать бедных, чтобы бедных людей в стране было меньше. Для чего нам нужен экономический рост? Основная догма – когда экономика растет, она может позволить себе тратить средства на своих граждан. Если нет роста – нет этих трат", – резюмировал Айгазин.

Напомним, в первом полугодии ВВП Казахстана вырос на 2,2%. По прогнозу Всемирного банка, на докризисный уровень этот показатель выйдет в 2023 году.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю