За счет каких сегментов зарабатывают казахстанские банки

24.12.2021

Источник: Курсив

«Курсив» изучил показатели у ключевых игроков сектора

Большинство казахстанских банков раскрывают в своей отчетности показатели и результаты деятельности отдельных бизнес-сегментов. «Курсив» изучил, как устроена операционная сегментация у ключевых игроков банковского сектора и какова роль того или иного сегмента в итоговом финансовом результате организации.

Тонкости выделения

Из 13 универсальных банков Казахстана, прошедших процедуру AQR, информацию в разрезе сегментов раскрывают ровно десять. В классическом банкинге принято выделять четыре основных операционных сегмента – корпоративный бизнес, услуги для МСБ, розничное направление и инвестиционную деятельность. Указанной классификации соответствует отчетность четырех работающих в Казахстане банков – Халыка, Forte, Евразийского и ВТБ. При этом в Евразийском банке инвестиционная деятельность разбита на два сегмента – казначейство и управление активами и обязательствами.

Еще четыре игрока (Сбербанк, БЦК, Bank RBK и Алтын) объединяют услуги для юридических лиц в один сегмент, без деления бизнеса на крупный и МСБ и таким образом представляют отчетность в разрезе трех сегментов. Альфа-Банк ограничивается двумя сегментами – розничным и корпоративным, в который включена инвестиционная деятельность. Наконец, Kaspi Bank не готовит сегментную отчетность, а у его материнской компании бизнес сегментирован принципиально иначе, чем у классических банков. Kaspi.kz раскрывает свою деятельность по трем операционным сегментам: Marketplace, Payments и Fintech. Доходы сегмента Marketplace включают в себя комиссии, уплачиваемые торговыми партнерами при совершении продаж на соответствующей площадке, выручку от услуг по доставке, доходы от Kaspi Travel и от дочерней компании Digital Classifieds в Азербайджане. Сегмент Payments аккумулирует комиссии за обработку платежей и переводов физических лиц, а также за транзакции МСБ и корпоративных клиентов. К сегменту Fintech относится кредитная и инвестиционная деятельность.

Что касается периодичности раскрытия сегментной информации, то четыре организации из вышеперечисленной десятки (Халык, Сбер, Kaspi.kz и Forte) делают это на ежеквартальной основе. Остальные шесть банков публикуют анализ по сегментам раз в год в рамках ежегодной аудированной отчетности.

Три игрока (Jusan Bank, Хоум Кредит и Нурбанк) рассматривают банковскую деятельность как единый операционный сегмент. С Хоум Кредитом все понятно: этот банк имеет узко специализированную бизнес-модель и, по сути, единственный кредитный продукт – беззалоговые займы физлицам. Соответственно, как поясняется в отчетности Хоум Кредита, деятельность банка является в высокой степени интегрированной и представляет собой единый сегмент для целей МСФО 8 «Операционные сегменты».

Точно такая же формулировка («деятельность группы является высоко интегрированной») приводится в отчетности Нурбанка. Однако этот банк, в отличие от розничного Хоум Кредита, оказывает услуги всем категориям клиентов. По состоянию на 1 октября кредитный портфель Нурбанка составлял 237 млрд тенге, из них крупному бизнесу было выдано 129 млрд тенге (54,4% от общего объема), МСБ – 69 млрд (29,1%), населению – 39 млрд (16,5%).

Самым крупным банком, не раскрывающим сегментную информацию, является Jusan Bank. Несколько лет назад это был маленький и не оказывающий никакого влияния на рынок First Heartland Bank, но после поглощения Цеснабанка и АТФ этот игрок вышел на четвертое место в секторе по объему активов (после Халыка, Сбера и Kaspi). Строго говоря, в своей консолидированной отчетности Jusan Bank выделяет два сегмента, но одним из них является страхование (у банка есть дочерняя СК Jusan Garant). Вторым сегментом определена банковская деятельность в целом. Чтобы понять, насколько несопоставимы эти сегменты между собой, достаточно сравнить их размеры. По состоянию на 1 октября консолидированный объем активов Jusan Bank составлял 3,14 трлн тенге, из них на банковские активы приходилось 3,01 трлн тенге, на страховые – лишь 30,5 млрд (менее 1%).

Коварная розница

У нескольких крупных банков в прошлом году заметно просел розничный бизнес, что, безусловно, стало следствием коронакризиса. В Халыке этот сегмент показал убыток в размере 9,8 млрд тенге против прибыли в 16,8 млрд тенге в допандемийном 2019-м. Доходы сегмента выросли с 276 млрд до 313 млрд тенге, но расходы увеличились еще сильнее, с 259 млрд до 323 млрд тенге. В 2020 году банк досоздал провизии по розничным кредитам в объеме 33,5 млрд тенге, что главным образом и повлияло на итоговый отрицательный результат сегмента.

Впрочем, основными поставщиками прибыли для Халыка традиционно являются клиенты-юрлица. В 2020 году прибыль корпоративного сегмента Народного банка составила 181,5 млрд тенге (+48 млрд к результату предыдущего года), прибыль сегмента МСБ – 76,8 млрд (+9,3 млрд). В итоге чистая консолидированная прибыль банка в 2020 году выросла до 352,7 млрд тенге (+18 млрд).

«Несмотря на негативное влияние пандемии на финансовую устойчивость компаний, кредитование корпоративных клиентов продолжает расти. Банк обладает существенными преимуществами, такими как наибольший лимит на группу заемщиков, высокая ликвидность в тенге и валюте, которые способствуют увеличению присутствия в финансировании крупного бизнеса», – говорится в годовом отчете Халыка.

В текущем году прибыль Халыка растет по всем сегментам. Вернулась в плюс розница: по итогам девяти месяцев это подразделение заработало 5,2 млрд тенге против убытка в 10,7 млрд годом ранее. Сегмент МСБ принес банку 61,5 млрд тенге прибыли (+5 млрд к результату за девять месяцев прошлого года). Высокий рост прибыли (+53 млрд) продолжает демонстрировать корпоративный сегмент. Консолидированная прибыль банка по итогам трех кварталов увеличилась до 333 млрд тенге (+89 млрд в годовом выражении).

Za-schet-kakix-segmentov-zarabaty'vayut-kazaxstanskie-banki-.jpg

В ForteBank прибыль розницы снизилась с 27,1 млрд тенге в 2019 году до 9,8 млрд в 2020-м. Как отмечается в годовом отчете банка, розничный бизнес в период пандемии пострадал сильнее всего. Спад возможностей заемщиков сдерживал спрос на кредиты, в результате чего ссудный портфель Forte в розничном сегменте в 2020 году сократился на 11%, или на 50 млрд тенге, до 420 млрд тенге (после роста на 19% в 2019 году), говорится в документе. Некоторое снижение доходов по сравнению с 2019 годом и опережающие рост расходы привели к заметному снижению чистой прибыли сегмента, констатирует Forte в своем годовом отчете.

Для Forte, в отличие от Халыка, физлица были одним из ключевых источников прибыли: в 2019 году больше розничного подразделения заработало только казначейство (30,6 млрд тенге). В 2020 году главным драйвером прибыли Forte помимо инвестиционной деятельности стал сегмент МСБ с результатом 22,7 млрд тенге. Если в процентных доходах доля МСБ составила 13%, то в непроцентных достигла 24%. Несмотря на сдержанную динамику кредитования, сегмент показывал хороший рост непроцентных доходов, обеспеченный новыми продуктами и сервисами банка для этой категории клиентов, говорится в годовом отчете Forte.

Похожая просадка розницы произошла в Евразийском банке. Этот игрок зарабатывает в основном на услугах населению и инвестиционной деятельности, в то время как корпоративный бизнес приносит банку убытки. В 2019 году прибыль розницы составила 19,6 млрд тенге, в 2020-м она упала до 5,2 млрд. Доля розничного сегмента в активах Евразийского снизилась с 43,7% (по итогам 2019-го) до 32,3% (по итогам 2020-го). Ссудный портфель розницы сократился за год на 13,8% (до 457 млрд тенге), в том числе объем беззалоговых потребительских займов уменьшился на 20,1% (до 269 млрд тенге).

Отрицательный вклад в итоговую прибыль Евразийского вносит корпоративный сегмент. В 2019 году его убыток составил 21,8 млрд тенге, в 2020-м – 15,6 млрд. Как поясняется в годовом отчете банка, превышение расходов над доходами в корпоративном бизнесе вызвано превышением портфеля обязательств над активами. «На протяжении 2020 года банк проводил консервативную политику в части кредитования корпоративного сегмента, что соответствует заявленным целям стратегии банка в части плавного снижения доли корпоративного бизнеса на фоне роста доли розничного сегмента», – говорится в годовом отчете.

Чистая прибыль Евразийского в 2020 году составила 6,8 млрд тенге против 4,5 млрд годом ранее.

«Без учета убытка, полученного от продажи российского дочернего банка в размере 2,1 млрд тенге, прибыль группы за 2020 год выросла вдвое, что позволило аллоцировать ресурсы на форсированное досрочное закрытие обязательств по государственной программе оздоровления», – сообщает банк.

Дочки и финтехи

Самую высокую результативность в розничном сегменте среди казахстанских банков демонстрирует дочерний Сбербанк (разумеется, если убрать за скобки Kaspi, чья сегментная отчетность, как сказано выше, не позволяет очистить розницу, например, от инвестиционной деятельности). В 2020 году Сбер заработал на физлицах 32,3 млрд тенге, или 44% от всей прибыли банка до вычета КПН. Для сравнения: чистая прибыль специализирующегося на рознице Хоум Кредита в том же году составила 23,3 млрд тенге.

Розничное направление Сбера, как и большинства остальных банков, не смогло избежать последствий локдаунов, однако в Сбере просадка сегмента была почти незаметной: в предпандемийный год прибыль розницы здесь составила 35,8 млрд тенге. Гораздо существеннее пострадал сегмент услуг юрлицам, прибыль которого уменьшилась с 39,6 млрд тенге в 2019-м до 24,7 млрд в 2020-м. В результате доля корпоративного сегмента в общей прибыли Сбера (до вычета КПН) сократилась с 46,6 до 33,7% соответственно, а сама чистая прибыль снизилась с 68 млрд до 61 млрд тенге.

В текущем году Сбер с лихвой компенсирует недополученную в результате пандемии прибыль. За девять месяцев этого года розничный сегмент банка заработал 52,6 млрд тенге (+32,5 млрд к прошлогоднему результату), корпоративный – 38,7 млрд (+23,5 млрд). Чистая прибыль банка по итогам трех кварталов выросла в два с четвертью раза в годовом выражении и достигла 105 млрд тенге. Доля розничного и корпоративного бизнеса в прибыли банка по состоянию на 1 октября составила 42,9 и 31,6% соответственно.

Единственным игроком, которому удалось улучшить (причем резко) собственный розничный результат в 2020 году, стал дочерний Альфа-Банк. Объем кредитов физлицам в этом банке по итогам прошлого года вырос на 28,6% (с 96,5 млрд до 124,1 млрд тенге), а прибыль сегмента увеличилась ровно втрое (с 4,3 млрд до 13,0 млрд тенге). В структуре розничной прибыли чистые процентные доходы (после вычета провизий) выросли с 10,1 млрд до 14,9 млрд тенге, комиссионные доходы – с 3,9 млрд до 7,2 млрд. Второй сегмент Альфы (объединяет корпоративный и инвестиционный бизнес) заработал в прошлом году 23,7 млрд тенге (+7 млрд в годовом выражении). В итоге чистая прибыль банка в 2020 году выросла почти вдвое (с 13,3 млрд до 25,3 млрд тенге). В текущем году Альфа даже ускорила темпы кредитования (ссудник вырос на 30,5% за 10 месяцев). Прибыль банка по итогам 10 месяцев составила 30,8 млрд тенге (+8,3 млрд к результату прошлого года).

Что касается холдинга Kaspi.kz, то основная доля в структуре его прибыли принадлежит сегменту Fintech (включает кредитную и инвестиционную деятельность). В 2020 году холдинг получил 263 млрд тенге чистой прибыли, из этой суммы 164 млрд тенге (62,4%) пришлось на Fintech. Сегменты Payments (комиссии за обработку платежей и переводов) и Marketplace (комиссии, взимаемые с продавцов товаров) заработали 60,6 млрд (23,0%) и 38,6 млрд тенге (14,7%) соответственно.

При этом торговый и платежный сегменты в структуре прибыли Kaspi.kz растут темпами, намного опережающими темпы роста прибыли от классического банкинга. За три квартала текущего года Marketplace и Payments сгенерировали холдингу 64,7 млрд и 87,1 млрд тенге чистой прибыли, за аналогичный период прошлого года эти сегменты заработали 19,7 млрд и 41,7 млрд тенге соответственно. Таким образом, в годовом выражении их прибыль выросла в 3,3 раза и 2,1 раза соответственно, тогда как прибыль от Fintech увеличилась на 18,7% (со 123 млрд до 146 млрд тенге). В результате доля сегмента Fintech в прибыли компании по состоянию на 1 октября снизилась до 49,0%, а доли Marketplace и Payments возросли до 21,7 и 29,2% соответственно.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю