Комплаенс в период новых вызовов

В последние полтора года коронавирус повлиял на многие аспекты жизнедеятельности человека, государственных учреждений и коммерческих организаций. Мир сильно изменился.. [spoiler]

Все это обсуждалось в рамках прошедшего на днях заседания Международного совета комплаенс, проводимого под эгидой Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Участие в совете приняли представители России, Китая, Польши, Беларуси, стран Центральной Азии, Монголии и других стран. Всего мероприятие собрало несколько сотне участников.

В данном мероприятия я выступил спикером от Казахстана и рассказал о влиянии коронавируса на финансовые организации и в частности его влиянии на подразделения комплаенс, а также поделился своим видением в части основных шагов, которые должны предпринять комплаенс-офицеры финансовых (и не только) организаций. Ниже краткие тезисы по данной теме.

Санитарно-эпидемиологические условия повлияли и на различные организации, в том числе финансовые. В частности, можно наблюдать:
– рост использования дистанционных каналов
– рост социальной роли финансового сектора
– проверку на прочность процессов непрерывности (недостаток ресурсов, ИТ, простота процессов)
– переход большинства работников на дистанционную работу

Финансовые организации активно менялись и продолжают меняются. Период адаптации был ознаменован следующими мероприятиями, так или иначе реализованными организациями:
– активное изменение/развитие бизнеса (дистанционные каналы продаж, новые продукты/услуги)
– сокращение количества рабочих часов/дней
– развитие инфраструктуры для удаленной работы
– обучение работников новым правилам игры
– забота о работниках (социальные программы, обработка помещений, маски)
– постоянная обратная связь
– упрощение процессов (внутренних и внешних)

Все вышесказанное также повлияло на деятельность подразделений комплаенс, этики и ПОД/ФТ:
– проверка на прочность процессов комплаенс (отсутствие достаточных ресурсов и инструментов)
– резкое изменение бизнес-профиля клиентов
– новые схемы отмывания денег и рост количества подозрительных операций, связанных с коррупцией, отмыванием денег и использованием криптовалюты, мошенничеством и киберпреступностью
– риск раскрытия информации
– недостаточное исполнение регуляторных требований в части своевременности предоставления информации в государственные органы
– приведение деятельности в соответствие с новыми требованиями, введенными в период пандемии

Учитывая вышесказанное, руководителям подразделений комплаенс необходимо обеспечить реализацию мероприятий, призванных минимизировать риск, возникший с учетом негативно влияния, оказанного коронавирусом. Из них можно выделить следующее:
– тесное взаимодействие с бизнесом, в том числе активное участие комплаенс в согласовании и тестировании новых продуктов/услуг и каналов продаж
– отход от "бумажного комплаенс" в сторону развития комплаенс-культуры и задействование института Whistleblowers, в том числе работа с работниками (постоянная связь посредством внутренних социальных сетей, обучения и разумеется "Тона сверху")
– расширение полномочий комплаенс либо увеличение частоты взаимодействия с топ-менеджментом организации
– обеспечение своевременного предоставления отчетности и ответов с учетом возможных непредвиденных ситуаций и роста корреспонденции
– налаживание эффективного взаимодействия с государственными органами
– поддержка достаточного уровня соответствия, особенно в части ПОД/ФТ, в дочерних организациях, у которых возможно могут отсутствовать достаточные ресурсы
– переориентирование запланированных проверок в сферы с высоким риском
– автоматизация процессов комплаенс и ПОД/ФТ (уменьшение ручного труда в целях усиления аналитики)
– совершенствование внутрибанковской типологии ПОД/ФТ, основанной на опыте собственном
и международном (изучение типологий ЕАГ. FATF, FBI и других организаций в различных юрисдикциях)
– развитие новых навыков и повышение универсальности работников комплаенс в целях повышения их квалификации и взаимозаменяемости
– усиление процессов Know Your Employee, а также участие в мероприятиях, проводимых HR
– оптимизация внутренних процессов комплаенс, повышение мобильности

Все вышесказанное должно положительно сказаться на процессах комплаенс и уровне соответствия организации как внутренним, так и внешним требованиям. Организации по всему миру сталкиваются с новыми вызовами, к которым должна быть готова организация и подразделение, ответственное за комплаенс.

К слову, все это актуально и для других ситуаций в относительно спокойное время, так как направлено на максимальное вовлечение комплаенс в деятельности организации для более эффективного выявления возможных нарушений и недостатков в деятельности организации и ее работников.

Краткий вывод - комплаенс должен постоянно развиваться и быть готовым к самым сложным и необычным ситуациям.
  • Архив блога

    «   Октябрь 2021   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 
Рекламодателю