21.11.2023
Источник:
Личный счет
Международный валютный фонд не поддерживает решение использовать пенсионные средства на инфраструктурные проекты, передает LS.
Глава миссии МВФ по Казахстану Николя Бланше ответил на вопросы журналистов о том, как фонд оценивает информацию об использовании 1,5 млрд тенге из ЕНПФ.
"Мы считаем, что инфраструктурные проекты лучше всего финансировать за счет бюджета. И не считаем, что наилучший способ поддержать – за счет пенсионного фонда", – заявил он.
Представитель МВФ также ответил и на вопрос о повышении НДС, введении налога на роскошь и отмене части льгот.
"Что касается налоговой реформы, то мы очень ее поддерживаем и даже оказываем техническую помощь. НДС в 16%, если сравнить Казахстан с другими странами, – это не очень высокий уровень. Мы считаем, что в этом случае налоговые доходы, особенно ненефтяные, могут быть повышены. Мы также поддерживаем введение прогрессивной шкалы. Что касается налога на доходы корпораций, то нужна единая ставка, это наше предложение правительству", – ответил он.
Касательно вопроса налоговых льгот эксперт уточнил, что МВФ знает о планах правительства по их отмене.
"Мы поддерживаем любую отмену налоговых льгот, потому что они вызывают искажение в экономике. И всегда выступаем за простоту в налоговой системе", – добавил Бланше.
В целом, по его словам, в Казахстане экономический рост был достаточно устойчивым в этом году.
"Прогнозируем, что рост экономики составит 4,8% по году. Это обеспечено работой нефтяного и ненефтяного секторов экономики. Кроме того, надо отметить, что вторичные последствия войны в Украине оказали лишь ограниченное влияние. Инфляция снижается, в феврале она достигла пика в 21%, а сейчас – менее 11%, то есть чуть-чуть превысит прогнозируемый показатель на конец года. Ожидаем, что темпы роста будут более умеренными в следующем году. Цифры будут ниже, чем в этом году. Одна из основных причин – снижение объемов добычи нефти из-за задержек расширения Тенгизского месторождения. Но в будущем ожидаем, что рост останется в пределах 3-3,5%. Я говорю о ненефтяном росте. Если взять общий рост, он может быть другим, в зависимости от объемов добычи нефти", – пояснил глава миссии.
Он также добавил, что видит множество рисков для страны.
"В сторону понижения – из-за снижения объемов добычи нефти, что очень важно для экономики Казахстана. Также глобальные условия, условия торговых партнеров, возможности экспортных поставок нефти – все это сказывается на ситуации. Кроме того, вторичные последствия войны в Украине могут быть более сильными, геополитическая фрагментация также может сыграть свою роль, в том числе надо учитывать и фактор санкций", – пояснил Бланше.
В свою очередь старший экономист департамента МВФ по денежно-кредитным системам и рынкам капитала и руководитель миссии FSAP Пьерпаоло Гриппа рассказал, что на данный момент финансовая система остается устойчивой.
"Буферные запасы по капиталу и ликвидности по большинству банков адекватны. Может быть, некоторым игрокам необходимо сформировать дополнительные резервы, чтобы достичь удовлетворительных уровней устойчивости в тех чрезвычайных кризисных сценариях, которые мы тестировали. Глобальные сценарии, которые являются достаточно неопределенными – это турбулентность на рынках стран с формирующейся экономикой, геополитические риски, и в долгосрочной перспективе имеются серьезные вызовы с точки зрения перехода к низкоуглеродной экономике", – отметил он.
Анализ климатических рисков показывает, что Казахстан и банковская система действительно подвержены риску как внутреннего, так и глобального характера, подчеркнул представитель МВФ.
"Особенно это касается ускорения соответствующих мер, и в рамках сценария быстрой декарбонизации мы оцениваем, что издержки для банковской системы могут быть на 30% выше в горизонте 5-7 лет. Поэтому надо готовиться к более сложным временам. Мы не можем сказать, что обязательно наступят какие-то критические ситуации, но исключать этого нельзя, и власти должны быть к этому готовы. Кроме того, есть возможность совершенствования дальнейшего в финансовом надзоре. Один из этих вопросов – внедрение консолидированного надзора. Это означает, что он должен осуществляться не только за банками, но и фингруппами. Это единственный способ избежать рисков в ходе мониторинга регулятором", – пояснил он.
Еще одна область, в которой возможны дальнейшие совершенствования – поправки в законодательство по кредитованию связанных сторон, продолжил Гриппа. Именно этот фактор вызывал банковские кризисы в прошлом, напомнил он.
"Казахстан раньше в случае кризисов действовал не в соответствии с передовыми международными практиками. Самая главная цель антикризисного управления проблемных структур – это обеспечение эффективного регулирования, чтобы банки, которые находятся в кризисной ситуации, не могли рассчитывать на спасение за счет средств государства. И чтобы они не воспринимали ситуацию так, что им обязательно эти средства будут предоставлены. Но мало данное условие прописать в законодательстве, важно подкрепить это работой всех официальных органов финсектора на всех уровнях. И если вдруг возникнет новый кризис, все юридические положения должны быть готовы, чтобы официальные органы знали, как можно действовать безотлагательно", – резюмировал экономист.